Main Menu

Встреча на Иссык-Куле как новое дыхание алтаистики

(Окончание. Начало в № 82.)

Главным событием второго дня форума «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи», который продолжил работу на Иссык-Куле, стало открытие экспозиции «Алтайское кочевье» на территории центра кочевой цивилизации в селе Чон-Сары-Ой.

В нем приняли участие Президент КР А. Атамбаев и высокие гости: глава Башкортостана Р. Хамитов, Президент Татарстана Р. Минниханов, депутат Госдумы Федерального собрания России И. Белеков, председатель Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) А. Жирков.

После официальной церемонии открытия Президент и участники форума собрались в центре музейного комплекса кочевой цивилизации, и глава Кыргызстана сказал, что рад за участников праздника кочевой культуры, зарубежных делегатов форума, которые имеют замечательную возможность увидеть наш волшебный Иссык-Куль и почувствовать всю полноту радушия и гостеприимства кыргызского народа. Он отметил, что праздник приносит и практическую пользу, к озеру прокладывается современная трасса, и скоро она полностью вступит в эксплуатацию. И еще больше привлечет на берега Иссык-Куля гостей и туристов.

«Сегодня мы открыли лишь один экспозиционный павильон на территории большого музейного комплекса имени Курманджан датки. В сентябре будет начато строительство кыргызского павильона, а затем возведение павильонов других кочевых народов», — заметил А. Атамбаев. Он сообщил, что руководители делегаций уже сообщили ему о желании начать строительство павильонов Татарстана, уйгурского и других. В них будет запечатлена история этих народов, и многие с интересом окунутся в нее, поскольку не секрет, что люди сегодня забывают свою историю. Президент подчеркнул, что Центр кочевой цивилизации не зря назвали именем Алайской царицы, и напомнил один исторический факт о приезде на кыргызскую землю царского полковника Маннергейма, впоследствии президента Финляндии. Когда тот попросил Курманджан датку позировать для снимка на коне, 96-летняя женщина гордо и спокойно села на лошадь, показав себя настоящей представительницей кочевого народа. Этот факт, как отметил А. Атамбаев, говорит о том, что кочевникам уже тогда были присущи демократия и гендерное равенство. «Наши женщины никогда не ходили с мешком на голове, а были царицами и правили народом», — акцентировал глава республики.

Он поблагодарил всех гостей и участников форума, которые нашли время присутствовать на празднике кочевой культуры, и еще раз подчеркнул, что в скором времени здесь откроется громадный музейный комплекс, где люди, знакомясь с культурой других стран, будут лучше узнавать и понимать друг друга. У прекрасного озера начнет работать громадный комплекс, олицетворяющий кочевую цивилизацию. Президент пригласил высоких гостей на его открытие. В заключение он подарил директору Центра кочевой цивилизации Аиде Алымовой золотую маску, найденную отечественными археологами в ущелье Шамси, и копию старинной карты Кыргызского каганата, заметив при этом, что есть и ее оригинал, и он вручит его музею, когда здесь установят надежную охрану.

Затем А. Атамбаев дал старт уникальному соревнованию по скоростной установке юрты. В нем участвовали две команды из Иссык-Кульской области. Под несмолкающие азартные и одобряющие крики зрителей участники состязания за десять минут возвели юрты и украсили их внутри. Победила в конкурсе дружная команда из села Кызыл-Туу Тонского района во главе с капитаном Толосуном Бектемировым. Президент поздравил участников соревнования и вместе с гостями обошел праздничные и нарядные юрты национально-культурных центров кочевых народов, установленные на территории Центра кочевой цивилизации. Представители диаспор встретили А. Атамбаева и высоких гостей танцевально-вокальными композициями на родном языке и национальными угощениями.

Сама экспозиция «Алтайское кочевье» размещена в здании музея и посвящена культуре повседневности. Ее дизайн выполнен в стилистике, близкой народным традициям, и из типичных материалов. Гости ознакомились с экспонатами и инсталляциями лучших музеев страны. В залах первого вводного павильона представлены наконечники древних стрел и копий, а также воссозданы военные орудия. На стендах расположены предметы кочевого быта и домашней утвари кочевников. Имеются в экспозиции и вполне реалистичные муляжи коней, украшенные упряжью и сбруей в духе древних всадников. В музее есть стенды, на которых можно увидеть и частичку современности: футболки с логотипами кочевников.

В дополнение к экспозиции на территории центра установлены 30 юрт — это живой музей под открытым небом для демонстрации кочевого образа жизни представителей алтайских народов (кыргызов, казахов, татар, башкир, уйгуров и других). Все убранство выполнено в национальных традициях. Снаружи перед посетителями предстают яркие объекты и артефакты, передающие дух истинного кочевья. Одним из экспонатов живого музея стало седло мальчика-кочевника (айырмач), сделанное из листовой стали высотой три метра. Это укрупненная копия седла, хранящегося в Национальном историческом музее КР. Его происхождение датируется концом ХIХ века. Седло было найдено во время экспедиции 1952 года в селе Дархан Иссык-Кульской области. Оно украшено узорами, символизирующими время и пространство.

Одним из украшений внешней экспозиции стала четырехметровая скульптура головы всадника-кочевника работы скульптора Муратбека Джумалиева. Экспонат — одна из его работ цикла «Личины». Она была изготовлена из бронзы в 1993 году в Дании во время арт-биеннале, и в ней автор отразил древние сибирские мотивы. В республике это произведение ваяния было удостоено Госпремии имени Г. Айтиева. Новый вариант скульптуры изготовлен из листовой стали. Чуть поодаль от работы Джумалиева расположена инсталляция «Камень». В ее центре находится золотой кувшин, по бокам которого растет арча. Как рассказала директор музея А. Алымова, сейчас его сотрудники и специалисты из других музеев работают над планом развития всей территории комплекса. В качестве первого объекта выбрано седло мальчика, поскольку кочевье всегда было связано с конем — пожизненным спутником человека, соответственно, седло, сбруя и иная упряжь являются основными элементами украшения этого экспоната. Она сообщила, что культурно-этнографическое мероприятие по мотивам алтайского кочевья (городок из 30 юрт) будет действовать для всех желающих до 31 августа 2017 года

В последний день работы форума его участники за круглым столом представили итоги работы секций и приняли заключительную декларацию, в которой, основываясь на общности историко-культурных связей народов, содержится обращение к руководству государств Евразии, где проживают народы алтайской цивилизации, а также к другим заинтересованным странам. В ней, в частности, предлагается совместное строительство на Алтае историко-культурного центра «Алтайская цивилизация», организация в Бишкеке международного научно-исследовательского центра «Институт изучения алтайской цивилизации», создание наблюдательного совета при институте, издание научно-популярного электронного журнала «Алтайские исследования», поддержка деятельности Центра кочевой цивилизации в Кыргызстане, разработка программы совместных научных исследований археологических и историко-культурных памятников Саяно-Алтая, Монголии, Западного и Восточного Тенир-Тоо (Тянь-Шаня) и Памиро-Алая.

Главный модератор форума, советник Президента КР Мира Карыбаева в беседе с прессой отметила, что бишкекская встреча алтаистов придала новое дыхание исследователям алтайской цивилизации и всем ученым. Состоявшийся у нас форум — очередной шаг в целеустремленной политике нашего главы государства, которую он последовательно проводит со времени начала президентства. Это интерес к родной истории, к своим корням. Народ, который забывает их, не имеет будущего. А один из наших главных истоков, пояснила советник, о котором мы всегда говорим, — именно наше кровное родство с другими народами, с которыми мы имеем общие языковые и культурные корни. Для каждого кыргыза понятия «Алтай» и «Манас» неразделимы. И соответственно, изучение феномена, почему эти народы появились в одном месте, как они разошлись по миру, что из себя представляют, как мы можем помочь друг другу в деле сохранения истории и культуры, весьма важно, подчеркнула она.

М. Карыбаева также заметила, что глобальный форум «Алтайская цивилизация» призвал его участников вернуть и давно забытые элементы кочевой культуры. К примеру, у нас практически нет горлового пения, между тем оно хорошо развивается на Алтае и в Якутии. Почему бы нашим культурным деятелям не позаботиться о возвращении данного вида народного искусства. В то же время в Кыргызстане много музыкальных инструментов, которые не используются в других странах. Почему бы нам не общаться и не учиться друг у друга. Если молодежь будет нацелена на это, она и дальше станет передавать элементы народной культуры будущим поколениям и развивать их.

Советник заметила, что в последние годы в КР не было больших возможностей собирать вместе ученых. А научное сообщество не может развиваться без живого общения и обмена информацией о новых знаниях. Поэтому создаваемая площадка общения вживую придаст ощутимый импульс алтаистике и исследованиям вообще. Именно поддержать ученых, гуманитариев, чтобы они больше и чаще общались друг с другом, и было целью проведения форума в Бишкеке, подчеркнула она.

В современном мире, в эпоху глобализации важно узнать не то, чем мы уникальны, а то, в чем мы схожи с другими.

Подобную мысль высказали многие участники бишкекской встречи. Петр Койскел, преподаватель Пражского университета экономики и менеджмента, отметил, что давно интересуется жизнью народов Центральной Азии и приглашение на форум в нашу столицу встретил с радостью, поскольку она — прекрасная возможность увидеться с коллегами и обсудить научные новости последних лет.

Он впечатлен содержательной речью Президента

А. Атамбаева и руководителей других стран, которые понимают важность изучения родной культуры и духовного наследия. Очень похвально, что участники серьезно настроены вести исследовательскую работу в новом формате и обмениваться знаниями по изучаемым проблемам. Это еще один шаг к миру и дружбе — лучше узнать другие историю и культуру, обогащая свои знания и делясь ими с соотечественниками. Он обязательно выступит в прессе и расскажет о плодотворно и насыщенно прошедшем бишкекском форуме в родной Чехии.

Назарбек Тентеев приехал на встречу алтаистов из Казахстана, где трудится в Астане, в местном Университете технологий и бизнеса. Он выступил с докладом о военном деле тюркоязычных народов, которым интересуется уже 20 лет. «Этот проект нужен и важен, ибо во всем мире люди с добрыми намерениями объединяются. Подобные форумы сближают людей, помогают им лучше узнать друг друга. Участники форума как бы открывают другие народы, характеры, судьбы и культуры. А когда человек знакомится с чем-то иным, он духовно обогащается. Евразийская площадка в Бишкеке будет площадкой мира, добра и согласия. Думаю, при поддержке Президента А. Атамбаева здесь создадут постоянно действующую организацию, которая станет изучать духовное наследие алтайской цивилизации. Материалы форума нужно углубленно анализировать, и тогда есть надежда всем прийти к какому-то новому научному познанию этого мира», — сказал казахский исследователь.

В выступлении на форуме сопредседатель и секретарь Союза писателей Алтая и России Бронтой Бедюров сказал, что идея проведения форума полезна и актуальна, что подтвердил и в нашей беседе. «Хорошо, что уровень общественного сознания подошел к пониманию нового формата исследований алтайской цивилизации, и очень важно, что инициатива исходила от вашего Президента. Актуальность же ее в том, что наступило время пересмотреть многие однобокие концепции прошлых веков в наступившем веке. Мы сегодня живем на исходе старых времен и в начале новых, и в будущее должны идти с правильной, просветленной концепцией своего развития. Музеи мира изображают нас периферией, а мы никогда ею не были, а были самостоятельным четвертым вектором планеты, в том числе и Россия. Мы, народы, живущие от Карпат до Тихого океана, жили всегда в многонациональных сообществах, в них лишь менялись династии и названия», — подчеркнул писатель.

Он акцентировал, что польза от форума в том, что мы освободимся от вопросительных знаков в головах, найдем правильную концепцию своего местоположения, не будем задаваться вечными вопросами: кто мы — Европа или Азия, тянь-шаньские кыргызы или енисейские?

Термины в свое время придумали ученые для собственного удобства. Форум будет притягивать к себе так же, как и Всемирные игры кочевников, проходящие в Кыргызстане. Притягивать лучшие научные и общественные умы и силы и способствовать сближению наших стран, ибо в современном мире мы в одиночку не выживем, уверен Б. Бедюров.

По инициативе оргкомитета форума на него был приглашен представитель азербайджанской диаспоры в Москве, ученый-исследователь Ахмед Абулов. Его тоже обрадовало появление новой площадки, где обсуждался довольно широкий спектр проблем и мыслей алтайской цивилизации. Практически, по его мнению, форум в Бишкеке собрал все тюркоязычные народы мира и этим объединил их. Форум также подсказывает другим этносам собраться на подобные мероприятия.

Собранность тюркских народов дает импульс и славянским народам. А славяно-тюркское объединение, союз этих двух больших этносов, как показала история, приводили к тому, что они вместе побеждали в самых страшных войнах.

Ученого из Москвы впечатлило, что давно разрозненные тюркские народы собрал вместе Бишкек. Видимо, у них сработал генетический код, и они, откликнувшись на приглашение из Кыргызстана, прибыли сюда, решив дальше взаимодействовать и быть вместе. Сегодня быть вместе — очень важно, потому, что в мире существует много напастей, разделяющих людей планеты. Этот глобальный форум, считает А. Абулов, только начало, и радует то, что, откликнувшись на призыв Бишкека и приехав на форум, братские народы подтвердили, что они не утеряли генетической памяти, заключил он.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий